Принципы педагогического процесса  

Принципы педагогического процесса

В основе принципов лежат уже познанные законы и закономерности, но логически из них не выводятся. Законы и закономерности служат теоретической основой для выработки принципов обучения и правил практической педагогической деятельности. На разработку принципов влияют не только педагогические, но и социальные, философские, логические, психологические и иные закономерности. Они обуславливаются также целями образования и воспитания, условиями среды, уровнем развития науки, характером освоенных обществом средств и способов и, конечно, самой практикой, опытом обучения.

1. Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения направлен на всестороннее развитие личности и индивидуальности учащегося.

2. Принцип научности содержания и методов педагогического процесса отражает взаимосвязь с современным научным знанием и практикой демократического устройства общества.

3. Принцип систематичности и последовательности в овладении достижениями науки, культуры придает системный характер учебной деятельности, теоретическим знаниям, практическим умениям учащегося.

4. Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности, учащихся при руководящей роли учителя.

5. Принцип наглядности, единство конкретного и абстрактного, репродуктивного и продуктивного, как выражение комплексного подхода.

6. Принцип доступности обучения .

7. Принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся.

8. Принцип связи обучения с жизнью, с практикой .

9. Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.

10. Принцип сознательности и активности учащихся – педагогический процесс не должен превращаться в пассивное восприятие знаний.

11. Принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников .

12. Уважение личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему .

13. Принцип согласованности требований школы, семьи и общества .

14. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. [8;с.276]

Вышеперечисленные принципы не равнозначны, все они подчинены ведущему принципу – принципу духовно-направленного на общечеловеческие ценности, воспитывающего и развивающего обучения.

Принцип духовно-направленного, развивающего и воспитывающего характера обучения предполагает, что обучение направлено на цели всестороннего развития личности, на формирование не только знаний и умений, но и определенных нравственных, эстетических качеств, которые служат основой выбора жизненных идеалов и социального поведения.



Принцип научности требует, чтобы содержание обучения было связано с объективными научными фактами, теориями, законами, отражало бы современное состояние наук. Этот принцип воплощается в учебных программах и учебных пособиях, в отборе изучаемого материала.

Принцип научности нацеливает педагога на использование в организации учебной деятельности проблемных ситуаций, вовлечение их в разнообразные наблюдения изучаемых явлений и процессов, научные споры, проведение анализа результатов собственных наблюдений, поиск дополнительной научной информации для обоснования самостоятельно сделанных выводов, доказательства своей точки зрения.

Принцип связи обучения с практикой, предусматривает, чтобы процесс обучения стимулировал обучаемых использовать полученные знания в решении поставленных задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды. Для этого используется анализ примеров и ситуаций из реальной жизни. Одним из направлений реализации принципа связи обучения с практикой, жизнью является активное подключение обучаемых к общественно полезной деятельности в образовательном учреждении и за его пределами.

Принцип систематичности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Он требует логического построения, как содержания, так и процесса обучения в целом, что выражается в соблюдении ряда правил:

- изучаемый материал планируется, делится на логические разделы (темы), устанавливается порядок и методика работы с ними;

- в каждой теме надо установить содержательные центры, выделить главные понятия, идеи, структурировать материал занятия;



- при изучении курса устанавливаются внешние и внутренние связи между теориями, законами, фактами.

Требование систематичности и последовательности в обучении направлено на сохранение преемственности содержательной и процессуальной сторон обучения, при которой каждый урок – это логическое продолжение предыдущего, как по содержанию учебного материала, так и по характеру, способам выполняемой учениками учебно-познавательной деятельности.

Принцип доступности требует учета особенностей развития обучаемых, анализа материала с точки зрения их реальных возможностей и такой организации педагогического процесса, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок. Следовательно, недоступность обучения, трудности, с которыми сталкивается обучаемый в ходе выполнения разнообразных учебных заданий, зависят в равной степени и от сложности содержания учебного материала и от методического структурирования его, характера, структуры, организуемой педагогом деятельности обучаемых, применяемых педагогом методов обучения.

Принцип наглядности – один из старейших и важнейших в дидактике, означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. В процессе обучения учащимся необходимо предоставить возможность наблюдать, проводить опыты, практически работать. Однако использование наглядности должно быть в той мере, в какой она способствует формированию знаний и умений, развитию мышления. Демонстрация и работа с предметами должны вести к очередной ступени развития, стимулировать переход от конкретно-образного и наглядно-действенного мышления к абстрактному, словесно-логическому.

Принцип сознательности и активности учащихся в обучении – один из главных принципов современной дидактической системы, согласно которой обучение эффективно тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности. Это выражается в том, что учащиеся осознают цели учения, планируют и организуют свою работу, проявляют интерес к занятиям, ставят проблемы и умеют искать их решения.

Активности и сознательности в учении можно добиться, если:

- опираться на интересы учащихся и одновременно формировать мотивации обучения, среди которых на первом месте – познавательные интересы, профессиональные склонности;

- включать учеников в решение проблемных ситуаций, в проблемное обучение, в процесс поиска решений научных и практических проблем;

- использовать такие методы обучения, как дидактические игры, дискуссии;

- стимулировать коллективные формы работы.

Реализация рассматриваемого принципа способствует не только формированию знаний и развитию детей, но и росту их социального статуса, воспитанию.

Принцип прочности требует, чтобы знания прочно закреплялись в памяти учеников, стали бы частью их сознания, основой привычек и поведения. Запоминание и воспроизведение материала зависят не только от материала, но и от отношения к нему, поэтому для прочного усвоения необходимо сформировать позитивное отношение и интерес к изучаемому материалу. Есть и другие правила этого принципа, а именно:

- прочное усвоение происходит, если обучаемый проявляет интеллектуальную, познавательную активность;

- для прочного усвоения надо правильно организовать количество и периодичность упражнений и повторения материала, учесть индивидуальные различия обучаемых;

- прочность знаний обеспечивается, когда материал структурируется, выделяется главное, обозначаются логические связи;

- прочность знаний обеспечивается систематическим контролем над результатами обучения, проверкой и оценкой.

Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы. Это означает, что педагог может и должен использовать самые разнообразные формы организации обучения: уроки, экскурсии, практикумы, а также различные способы взаимодействия учащихся в учебном процессе: индивидуальную работу, работу в постоянных и сменных парах, в малых и больших группах. Кроме того, обучение можно осуществлять в разнообразных видах деятельности детей вне урока: походах, кружках, секциях, различных объединениях по интересам и других. [8;с.301]

Как видно, принципы современной дидактики образуют систему, целостное единство, скрепленное их тесной взаимосвязью. Реализация одного принципа тесно связана с реализацией других: активность и систематичность – с прочностью, доступность – с научностью и т.д. Все вместе они отражают основные особенности процесса обучения, они дают педагогу совокупность указаний к организации учебного процесса - от цели до анализа результатов.

При всех подходах принципы дидактики должны сохранять специфичность, то есть отражать особый характер связей именно внутри дидактической системы, иначе принципы теряют определенность, корректность и превращаются в общие положения, несомненно, верные, но не дающие конкретных дидактических ориентиров.

Заключение

С переходом российского государства к экономике рыночного типа отрасль образования встала перед необходимостью радикального обновления.

Специалист, готовящийся к самостоятельной жизни, независимо от избираемой области профессиональной деятельности, должен иметь прочные знания, должен уметь ориентироваться в социально -экономических вопросах и проблемах, что позволит уверенно чувствовать себя в жизни. Жизненно необходимо морально, психологически и практически быть готовыми к труду в условиях рыночной экономики; необходимо помочь осознать, что личный успех зависит от профессиональной грамотности, трудолюбия, инициативы, предприимчивости и творчества.

В связи с этим образовательная система призвана решить важную задачу обеспечения подготовки высококвалифицированных специалистов, формирования тех знаний, умений и навыков, потребностей и интересов, характера мышления, поведения и деятельности, которые соответствуют принципам и нормам хозяйствования в новых социально-экономических условиях развития России.

Решение этой задачи затруднено тем, что у большинства населения, в том числе у молодежи, не полностью сформированы ориентации на развитие творческой и предпринимательской инициативы, многим не хватает социально-значимых знаний и умений, опыта самостоятельной деятельности. Социальное становление молодых граждан происходит в условиях, когда естественное стремление к самоутверждению, успеху сталкивается со всевозрастающей конкуренцией, высокими требованиями к личности на рынке труда.

Обобщая все вышесказанное можно сделать следующие выводы.

Педагогу необходимо ориентироваться не на отдельные принципы обучения, а на их систему, обеспечивая научно обоснованный выбор целей, содержания, методов и средств организации деятельности обучаемых, создание благоприятных условий учебного процесса.

Педагог должен видеть противоположные стороны, сопряженные, взаимодействующие элементы педагогического процесса (овладение знаниями и развитие, системность в знаниях, соотношение абстрактного и конкретного и т.д.) и умело регулировать их взаимодействие, опираясь на законы и принципы обучения и добиваясь целостного педагогического процесса.

Целесообразно рассматривать педагогический процесс как целостную систему, воплощающую в жизнь основные законы и стратегические цели современной концепции образования.

В настоящее время государство оказывает значительную поддержку отрасли образования.

5 сентября 2005 года Президент Российской Федерации Владимир Путин объявил о старте четырёх приоритетных национальных проектов: "Образование", "Здоровье", "Доступное жилье" и "Развитие агропромышленного комплекса". По мнению главы государства, во-первых, именно эти сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. И, во-вторых, в конечном счете, решение именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и, что крайне важно, создает необходимые стартовые условия для развития так называемого человеческого капитала".

Приоритетный национальный проект "Образование" призван ускорить модернизацию российского образования, результатом которой станет достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям.

Государственная поддержка инновационных программ вузов, учреждений начального и среднего профессионального образования, а также создание новых федеральных университетов направлены на модернизацию материально-технической базы учреждений, внедрение новых программ и технологий и, в целом, повышение качества профессионального образования, его взаимозависимости с экономикой страны и отдельных регионов.

Комплексный подход к развитию отрасли образования, поддержка государства способны улучшить качество образования в целом и педагогического процесса в частности.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., внесенными Федеральным законом от 04 июня 2014 N 145-ФЗ - URL: http:// www.consultant.ru /.

2. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" - URL: http:// www.consultant.ru /.

3. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2012 № 2620-р «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» - URL: http:// www.consultant.ru /.

4. Распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.04.2013 № 710-р «Об утверждении Плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки в Республике Татарстан (2013 – 2018 г.г.)» - URL: http:// www.consultant.ru /.

5. Подласый И.П. Педагогика – М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2007. – 576 с.

6. Гребенюк О.С., Рожков М.И., Общие основы педагогики: Учебник для вузов, - ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 456 с.

7. Пидкасистский Л.И. Педагогика, – М.: Педагогическое общество России , 2004. – 367 с.

8. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

9. Латышина Д.И. История педагогики: История образования и педагогической мысли: Учеб.пособие.- М.: Гардарики, 2006. – 289 с.

10. Педагогика: учеб. пособие для вузов /под ред. В.И. Сластенин, В.А. Исаев, А.И. Мищенко [и др.]- 4-е издание. – М.: Школьная Пресса, 2004.- 378 с.

11. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. вузов /И.А. Колесникова и др.- М.: Академия, 2005. -265 с.

12. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: Учеб.пособие для студ.вузов.- М.: ВЛАДОС-Пресс, 2004. – 198 с.

13. Загвязинский В.И. Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. - М., 2006.

14. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. - Казань,2000. - 140 c.

15. Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. - СПб., - 304 с.

16. Смирнов В.И.Общая педагогика. - М.,2005. - 124 с.

17. Хуторской А.В. Современная дидактика. - М.,2001.- 298 с.

18. Соловцова И.А., Борытко Н.М. Общие основы педагогики: Учебник для студентов педагогических вузов / Под ред. Н.М. Борытко. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. - 60 с.

19. Краевский В.В. Методология педагогической науки. - СПб.,2001.– 256 с.

20. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. - М.,1998.- 195 с.

21. Шамова Т.И. и др. Управление образовательными системами. - М.,2002.

22. Краевский В.В.,Хуторской А.В.Основы обучения. Дидактика и методика. - М.,2007.- 451 с.

23. Краевский В.В.,Бережнова Е.В.Методология педагогики: новый этап.- М.,2006.- 372 с.

24. Лихачев Б.Т.Педагогика: Курс лекций. - М.,2001.- 256 с.


0437932485585666.html
0437964696177873.html

0437932485585666.html
0437964696177873.html
    PR.RU™