САМООБРАЗОВАНИЕ И САМОВОСПИТАНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА  

САМООБРАЗОВАНИЕ И САМОВОСПИТАНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

Уникальность каждого человека не вызывает сомнений. Одна­ко умение предъявить себя миру, выразить свою уникальность — проблема для большинства людей.

Как известно, творцом, так же как и интеллектуалом, не рож­даются. Очень многое зависит от того, какие возможности пред­ставит окружение для реализации личностного потенциала.

По утверждению В.И.Журавлева, уже в 90-х гг. XX в. в педа­гогической науке разрабатывались личностно ориентированные технологии подготовки студентов к работе в школе и других обра-

1 Сабиров В. Ш. Предмет философии образования // Сибирский учитель. —
2004. - № 6.

2 Рекомендации по организации внеучебной работы со студентами в обра­
зовательном учреждении высшего профессионального образования: письмо
Министерства образования Российской Федерации от 20 марта 2002 г. № 30-55-
181/16 (Д).


юиательных учреждениях1. Студенты могут свободно выбрать мо-жль своего профессионального облика и реализовать его посред­ством различных авторских программ.

Лишенный школьной опеки, в профессиональном учебном за­ведении студент сталкивается с непривычными для него формами работы — самообразованием и самовоспитанием.

Самообразование — основа роста будущего специалиста. Как показал анализ литературы, проведенный Ю.П.Фатневой, само­образование представляет собой специально организованную, са­мостоятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общест­венно значимых образовательных целей; непрерывное продолже­ние общего и профессионального образования, благодаря кото­рому актуализируются и расширяются знания и восполняются пробелы в духовном развитии человека.

Личностный и профессиональный рост напрямую зависит от процессов самообразования и самосовершенствования, позволяет наиболее эффективно реализоваться будущему педагогу в своей деятельности, обеспечивая его развитие и саморазвитие, способ­ствуя творческому подходу к делу2.

Академик Д.С.Лихачев, обращаясь к молодежи, писал: «Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться — не сможешь и учить. Ибо знания все растут и усложняются»3.

Воспитание и самовоспитание — две стороны единого процес­са формирования личности4.

Исследования, проведенные отечественными психологами и педагогами А.А.Арет, А.Г.Ковалевым, А.И.Кочетовым, Л.И.Ру-винским и другими, убедительно доказали, что личность является активной силой не только в преобразовании окружающего мира, но и в собственном ее формировании.



Л.Н.Толстой определил следующие задачи самовоспитания: «Важнее всего для меня в жизни исправление от трех главных пороков: бесхарактерности, раздражительности и лени»5.

Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов — объективных и субъективных, при-

1 Журавлев В. И. Субъективно-ориентированное формирование профессиона­лизма студентов педагогического университета // Материалы Международной научно-практической конференции «Педагогическое образование для XXI века». —

М., 1994.

7 Фатнева Ю.П. Готовность к самообразованию как условие профессиональ­ного роста будущего специалиста в вузе // Формирование профессиональной компетентности специалистов как цель модернизации образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Оренбург, 2005.

3 Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном. — М., 1956. — С. 74.

4 Педагогика: учеб. пособие / под ред Ю. К. Бабанского. — М., 1983.

5 Толстой Л. Н. Поли. собр. соч. — Т. 46. — М.; Л., 1934.


родных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не пассив­ное существо, он выступает как субъект своего собственного фор­мирования и развития1.

Формирование личностных качеств не может происходить без стремления самой личности к учению, без проявления ею учебно-познавательной активности. Благодаря самовоспитанию и упорной работе над собой человек развивает у себя лучшие личностные качества. Известный французский философ Ж. П. Сартр утверждал, что человек есть только то, что он сам из себя делает, подчеркивая определяющую роль самовоспитания в его личностном развитии. Все это говорит об исключительно важной роли самовоспита­ния в формировании личности. Теоретические и методические основы самовоспитания разрабатывались в психологии и педаго­гике учеными А. Г. Ковалевым, Д. М. Гришиным, А. И. Кочетовым, Л. И. Рувинским и другими2.



Работа над собой — это самовоспитание, начинающееся с осоз­нания и принятия объективной цели как субъективного, жела­тельного мотива своей деятельности. Субъективная постановка человеком определенной цели поведения или деятельности по­рождает сознательное напряжение воли, определение плана дей­ствий на завтрашний день. Осуществление этой цели неизбежно сопровождается возникающими препятствиями — как объектив­ными, так и субъективными.

Таким образом, на определенной стадии развития личности, ее интеллектуальных способностей и общественного самосозна­ния человек начинает понимать не только внешние для него цели, но и цели своего собственного воспитания. Он начинает отно­ситься к самому себе как к субъекту воспитания. С возникнове­нием этого нового, весьма своеобразного в формировании лично­сти фактора человек становится воспитателем.

К.Д.Ушинский считал, что ему в самовоспитании помогало следующее: «...спокойствие совершенное, по крайней мере, внеш­нее; прямота в словах и поступках; обдуманность в действиях; решительность; не говорить о себе без нужды ни одного слова; не проводить время бессознательно; делать то, что хочешь, а не то, что случится; издерживать только на необходимое или приятное, а не по страсти издерживать; каждый вечер добросовестно давать себе отчет в своих поступках; ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет»3.

1 Педагогика: учеб. пособие / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко,
Е.Н.Шиянов. - М., 1998.

2 Харламов И. Ф. Педагогика: учеб. пособие. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.,
1999.

3 Ушинский К.Д. Собр.соч. - Т. 11. - М., 1952.


Самовоспитание, отмечает И. П.Подласый, это систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на самораз­витие и формирование базовой культуры личности. Самовоспита­ние призвано укреплять и развивать способность к добровольно­му выполнению обязательств, как личных, так и основанных на требованиях коллектива, формировать моральные чувства, необ­ходимые привычки поведения, волевые качества. Самовоспита­ние — составная часть и результат воспитания и всего процесса развития личности. Оно зависит от конкретных условий, в кото­рых живет человек1.

Согласно Н.А. Березовину, самовоспитание — это сознатель­ная деятельность, направленная на возможно более полную реа­лизацию человеком себя как личности. Основываясь на активиза­ции механизмов саморегуляции, оно предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. Самовоспита­ние — относительно позднее приобретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию. Оно базируется на аде­кватной самооценке, критическом анализе своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей; находится в не­разрывной связи с воспитанием, не только подкрепляя, но и раз­вивая процесс формирования и совершенствования личности2.

По утверждению отечественного педагога Ю.К. Бабанского, процесс воспитания при его хорошей организации перерастает в процесс самовоспитания и предполагает: самостоятельное плани­рование деятельности (самопроектирование) по усвоению знаний, умений, навыков, способов поведения, разрешения проблемных ситуаций учебного и воспитательного характера; самоорганизацию деятельности — рациональное распределение этапов деятельности во времени, рациональное распределение усилий в ходе деятель­ности; саморегулирование деятельности на основе самоанализа хода ее и внесение необходимых поправок; самоконтроль в деятельно­сти — анализ ее конечных результатов, сопоставление их с наме­ченными целями, выявление расхождений и их причин, проекти­рование новых перспектив и задач3.

Педагог А. И. Кочетов определяет следующие параметры само­воспитания:

— направленность, т.е. мотивы работы над собой;

— содержание (умственное, физическое, нравственное, трудо­вое, эстетическое, волевое, профессиональное, комплексное);

1 Подласый И. П. Педагогика. — Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. —

М., 2001.

2 Березовин Н.А. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие / Н.А.Бе-
резовин, В. Т. Чепиков, М. И. Чеховских. — Минск, 2004.

3 Педагогика: учеб. пособие / под ред. Ю. К. Бабанского. — М., 1983.



намечать пути и средства развития положительных качеств и ней­трализации и вытеснения отрицательных.

Чтобы соответствовать высокому званию педагога, студент, решивший посвятить себя этой профессии, стремится развивать в себе готовность к сложной и многогранной деятельности на благо общества, умение как можно лучше делать то дело, к которому он приставлен собственным выбором или другими обстоятельства­ми. А для этого недостаточно просто быть тем, каков ты есть в настоящий момент.

Для этого требуется выработать в себе стремление стать лучше, устраняя недостатки в характере и вырабатывая новые черты, не­обходимые не только для жизни, но и для профессионально-пе­дагогической деятельности1.

*** Самообразование и самовоспитание — это внутренний про­цесс, происходящий в личности, необходимое условие совер­шенствования педагогического мастерства и профессионально­го становления будущего специалиста.

Чрезвычайно важным является осознание своих комплексов. Немецкий писатель Т.Манн считал, что, познав самого себя, никто уже не останется тем, кем он был.

Сегодня, по утверждению академика Д.С.Лихачева, долг че­ловека — быть интеллигентным, а это предполагает бескорыст­ное служение своему народу.

Рекомендуемая литература

Педагогика: учеб. пособие / под ред. Ю. К. Бабанского. — М., 1983.

Березовин Н.А. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие / Н.А. Березовин, В.Т.Чепиков, М. И.Чеховских. — Минск, 2004.

Елканов С. Б. Профессиональное самовоспитание учителя: кн. для учи­теля. - М., 1986.

Мижериков В. А., Юзефавичус Т. А. Введение в педагогическую деятель­ность: учеб. пособие. — М., 2005.

Основы педагогического мастерства: учеб. пособие / И.А. Зязюн, И.Ф.Кривонос, Н.Н.Тарасевич и др.; под ред. И.А.Зязюна. — М., 1989.

Подласый И. П. Педагогика. — Кн. 1: Общие основы. Процесс обуче­ния. - М., 2001.

Педагогика: учеб. пособие для вузов / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. — М., 1998.

Педагогика: учеб. пособие / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шия­нов; под ред. В.А.Сластенина. — 3-е изд. — М., 2004.

Харламов И. Ф. Педагогика: учеб. пособие. — 4-е изд., перераб и доп. — М., 1999.

1 Мижериков В.А., Юзефавичус Т. А. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие.


Темы для обсуждения на семинарских занятиях

1. Педагог в современном российском образовании.

2. Самосовершенствование как процесс педагогического мастерства преподавателя.

3. Самообразование в профессиональной деятельности педагога.

4. Самовоспитание в профессиональной деятельности педагога.

5. Профессиональное педагогическое самосознание.

Темы рефератов

1. Самовоспитание в структуре процесса развития личности.

2. Профессиональное самосовершенствование педагога.

3. Самообразование как основа педагогического мастерства препода­вателя.

4. Самообразование и самовоспитание — основа профессионального роста будущего специалиста.

5. Профессиональное педагогическое самосознание — одна из особен­ностей личностной характеристики педагога.


Глава 8 МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Общение и коммуникация • Сущность педагогического общения и педа­гогической коммуникации • Функции и структура педагогического обще­ния • Стили общения педагога • Общение: наука и искусство

ОБЩЕНИЕ И КОММУНИКАЦИЯ

Французский писатель А. де Сент-Экзюпери воспел общение как «единственную роскошь», которая необходима человеку. Ведь без общения не может быть не только никакой деятельности, но и самого человеческого общества.

Овладеть искусством общения стараются все культурные люди. Каждый человек, по утверждению В. И. Сафьянова, мечтает о том, чтобы всегда свободно чувствовать себя как с «ближними», так и с «дальними», быть всегда желанным, производить приятное впе­чатление, приносить радость себе и окружающим. Овладеть мас­терством жить с людьми — дело настолько же необходимое, на­сколько и сложное: здесь важны знание принципов и норм гума­нистических отношений, правильная оценка людей и обстоятельств, а также умение поступать сообразно этим знаниям и принципам1.

Б.Ф.Ломов рассматривает общение как специфическую форму взаимодействия человека с другими людьми, в ходе которого осу­ществляется обоюдный обмен представлениями, идеями, интере­сами, настроениями, установками. В общении конкретный инди­вид Овладевает «фондом духовного богатства», созданным други­ми людьми, благодаря чему преодолевается ограниченность его индивидуального опыта; вместе с тем через общение он вносит в этот «фонд» то, что создал сам. Именно этим определяется значе­ние общения в жизни индивида2.

Общение многозначно. Как категория оно описано в фило­софской, социологической и психолого-педагогической литера­туре. Поскольку каждая из этих наук рассматривает феномен об­щения с различных позиций, то смыслы, которые вкладываются в понятие «общение», безусловно, различаются.


1 Сафьянов В. И. Этика общения: учеб. пособие. — М., 1998.

2 Ломов Б. Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. —
М, 1991.



В самом общем смысле под коммуникацией понимается лю­бой обмен информацией между динамическими системами или подсистемами этих систем, которые способны принимать инфор­мацию, хранить ее, преобразовывать и т.д. Система, посылающая информацию (идет ли речь о людях, организмах, машинах и т.п.), именуется отправителем, а принимающая ее — соответственно по­лучателем1.

С точки зрения М.С. Кагана, общение и коммуникация раз­личаются в следующем: 1) общение имеет и практический, мате­риальный, и духовный, информационный, и практически-духовный ха­рактер. Коммуникация, если не иметь в виду другого значения этого термина, употребляющегося во множественном числе и обо­значающего пути сообщения, средства связи, является чисто ин­формационным процессом — передачей тех или иных сообщений. Коммуникация есть информационная связь субъекта с тем или иным объектом — человеком, животным, машиной2.

В общении нет отправителя и получателя сообщений — есть собеседники, соучастники общего дела. В коммуникации мы имеем дело с процессом однонаправленным, информация течет только в одну сторону, и по законам, установленным теорией коммуника­ции, количество информации уменьшается в ходе ее движения от отправителя к получателю.

В общении информация циркулирует между партнерами, по­скольку оба они равно активны, и потому информация не убыва­ет, а увеличивается, обогащается, расширяется в процессе ее цир­куляции3.

Общение не может быть приравнено ни к передаче сообщений, ни даже к обмену сообщениями (или информацией), как оно очень часто определяется в философии и психологической литературе. Итак, по М.С. Кагану, общение — это процесс выработки новой ин­формации, общей для общающихся людей и рождающей их общность (или повышающей степень этой общности)4 (рис. 9).

М.Г.Ярошевский справедливо заметил: «Когда бы преимуще­ства научного общения исчерпывались такого типа обменом и накоплением идей, говорить о его творческой сущности было бы бессмысленно. Истинный процесс состоит в том, что в головах исследователей, прошедших школу общения, столкновение на­личных идей порождает принципиально новые продукты. Перед нами феномен творческого синтеза»5.

1 Каган М. С. Мир общения: проблемы межсубъективных отношений. — М.,

1988.

1 Там же.

3 Там же.

4 Там же.

5 Ярошевский М. Г. Дискуссия как форма научного общения // Вопросы фи­
лософии. - 1978. — № 3. - С. 98.



В процессе и в результате общения происходит отнюдь не об­мен идеями или вещами, а превращение состояния каждого парт­нера в их общее достояние. Общение порождает общность, а об­мен сохраняет обособленность его участников.

Фундаментальное отличие общения и передачи информации, сообщений выявляется в различии присущих им способов аде­кватной самореализации: структура сообщения монологична, струк­тура общения диалогична1.

Итак, речь идет не о том, чтобы сводить смысл всей человече­ской деятельности к общению — диалогу, а о том, чтобы отчетли­во понимать, где и когда наиболее эффективны коммуникации, монолог, сообщение, а где и когда оптимальны общение, диалог, отношение к другому как субъекту2.


0438148899361485.html
0438177295023589.html

0438148899361485.html
0438177295023589.html
    PR.RU™