Политика дешевых и дорогих денег в модели «AD-АS».  

Политика дешевых и дорогих денег в модели «AD-АS».

Кредитно-денежная политика: цели и инструменты. Монетарная модель

Количественной теории денег. Денежное обращение (М.Фридман).

Оценки воздействия денежного фактора на экономическую активность.

Политика дешевых и дорогих денег в модели «AD-АS».

Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен.

Денежно-кредитная политика, проводимая Центральным банком, как правило, имеет 6 основных целей:

· высокий уровень занятости;

· экономический рост;

· стабильность цен;

· стабильность ставки процента;

· стабильность на финансовых рынках;

· стабильность валютного рынка.

Основные инструменты с помощью которых центральный банк проводит свою политику по отношению к коммерческим банкам. К ним относятся в первую очередь изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также некоторые меры, носящие жесткий административный характер.

Политика обязательных резервов.

Рефинансирование коммерческих банков.

Операции на открытом рынке. При использовании административных методов широко применяются следующие инструменты:

· квотирование отдельных видов пассивных и активных операций;

· введение лимитов на выдачу определенных категорий ссуд и на привлечение кредитных ресурсов;

· определение перечня банков, допущенных к отдельным видам операций;

· лимитирование процентных ставок и тарифов комиссионного вознаграждения (например, правило Q, действовавшее в США до 1986 г., устанавливало для банков максимальную процентную ставку по сберегательным счетам, что привело к массовому оттоку капитала на рынок акций и в оффшорные зоны).

К экономическим методам управления денежным предложением относятся:

· установление норм обязательного резерования;

· определение ставки рефинансирования коммерческих банков;

· операции на открытом рынке.

Каждый из этих инструментов воздействует либо на денежную базу, либо на денежный мультипликатор.

Классическая количественная теория денег сформировалась еще в XVI- XVII ст. и послужила методологической основой все дальнейшего развития монетаристской теории, включая и современные ее направления. Основные ее принципы (постулаты) на протяжении многовекового развития экономической мысли лишь испытывать некоторых уточнений, дополнений, углублений, оставаясь в основе своей неизменными. Они легко просматриваются и в современных монетарных концепциях, которые дает основания утверждать, что и современная монетарная теория по сути своей есть количественной. Название количественной эта теория получила потому, что ее основоположники объясняли влияние денег на экономические процессы исключительно количественными факторами, прежде всего изменением массы денег в обороте. Определяющим признаком количественной теории являются положения о том, что стоимость денег и уровень товарных цен определяются изменениями количества денег: чем больше их в обороте, тем цены высшие, а стоимость денег низшая, и наоборот. Влияя на цены товаров и услуг, количество денег влияет и на все другие экономические процессы:



рост номинального объема ВВП,

национального дохода,

платежеспособного спроса и др.

Деньги – товар, который функционирует в качестве средства обращения, счетной единицы и средства сохранения стоимости. Деньги являются важнейшей макроэкономической категорией, позволяющей анализировать инфляционные процессы, циклические колебания, механизм достижения равновесия в экономике, согласованность товарного и денежного рынков и т.д.

Наиболее характерная черта денег – их высокая ликвидность. Для измерения денежной массы используются денежные агрегаты:
– М0 – наличные деньги;
– М1 – М0 + расчетные, текущие и прочие счета, вклады в коммерческих банках, депозиты до востребования;
– М2 – М1 + срочные вклады;
– М3 – М2 + депозитные сертификаты и облигации государственных займов.

В настоящее время наиболее популярна количественная теория денег, возникшая в конце XVII – начале XVIII вв. Ее важнейшие положения сводятся к обоснованию зависимости количества денег в обращении от уровня цен на товары и услуги. На базе количественной теории денег возник монетаризм, Заимствовав у количественной теории ее центральную идею, монетаристы придали ей динамизм, применили для ее обоснования новейшие методы статистического анализа и преобразовали уравнение обмена

MV = PY,

где М – количество денег в обращении;
V – скорость обращения денег;
Р – уровень цен;
Y – реальный объем выпуска.



Функция спроса на деньги имеет вид

MD = f(y, r, h),

где у – номинальный доход от активов;
r – ожидаемая реальная ставка процента;
h – ожидаемый темп инфляции.

Предложение денег (MS)– это фактический объем денежной массы, обращающейся на рынке. Для обеспечения экономической стабильности важен постоянный контроль за количеством денег, пущенных в обращение.

В случае денежной эмиссии, например, при монетизации бюджетного дефицита, нередко возникаетсеньораж – доход государства от печатания денег. Сеньораж возникает на фоне превышения темпа денежной массы над темпом роста реального ВНП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.

Теория предпочтения ликвидности – кейнсианская теория спроса на деньги – выделяет 3 мотива, побуждающих людей хранить часть денег в виде наличности:
– трансакционный мотив – потребность в наличности для текущих сделок;
– мотив предосторожности – хранение наличности на случай непредвиденных расходов;
– спекулятивный мотив – хранение наличности для получений будущих выгод.

Факторы спроса на деньги (LD):
– уровень дохода;
– скорость обращения денег;
– ставка процента.

В функции спроса на деньги используется номинальная ставка процента. Это ставка, назначаемая банками по кредитным операциям. Реальная ставка отражает реальную покупательную способность дохода, полученного в виде процента.

Предложение денег (LS) включает в себя наличность (С) вне банковской системы и депозиты (D), которые экономические агенты при необходимости могут использовать для сделок.

Рис. 32.1. Краткосрочное равновесие на денежном рынке

Предложение денег контролируется Центральным банком и фиксировано на уровне . Уровень цен также стабилен. Тогда реальное предложение денег будет фиксировано на уровне / (рис.32.1).

Спрос на деньги рассматривается как убывающая функция ставки процента для заданного уровня дохода. В точке равновесия спрос на деньги равен их предложению. Подвижная процентная ставка удерживает денежный рынок в равновесии.

Кредитно–денежная политика – часть общей макроэкономической политики, которая влияет на монетарные факторы нестабильности.

Кредитно–денежная политика – совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в кредитно–денежной сфере с целью регулирования экономики.

Цели кредитно–денежной политики:
1) устойчивые темпы роста национального производства;
2) стабильные цены;
3) высокий уровень занятости населения;
4) равновесие платежного баланса.

Кредитно–денежная политика осуществляется Центральным банком страны.

На первом этапе Центральный банк воздействует на предложение денег, уровень процентных ставок, объем кредитов. На втором – изменения в данных факторах передаются в сферу производства, способствуя достижению конечных целей.

Эффективность кредитно–денежной политики зависит от выбора инструментов (методов) кредитно–денежного регулирования. Основными общими инструментами кредитно–денежной политики являются:
1) изменение учетной ставки;
2) изменение нормы обязательного резервирования;
3) операции на открытом рынке.

Изменение учетной ставки – старейший метод кредитно–денежного регулирования, в основе которого лежит право Центрального банка предоставлять ссуды коммерческим банкам под определенный процент, который он может изменять, регулируя тем самым предложение денег в стране.

При понижении учетной ставки (r) увеличивается спрос коммерческих банков на ссуды (Dм), которые они могут использовать для кредитования, увеличивая тем самым денежную массу. Рост предложения денег (Sм) ведет к снижению ставки ссудного процента (%) (по которому коммерческие предоставляют ссуды предпринимателям, населению). Кредит становится дешевле, что стимулирует развитие производства (Y) (политика “дешевых денег”)

.

При повышении учетной ставки происходит обратный процесс. Оно ведет к сокращению спроса на ссуды Центрального банка, что замедляет темпы роста (или сокращает) предложение денег и повышает ставку ссудного процента. “Дорогой ” кредит предприниматели берут меньше, а значит меньше средств вкладывается в развитие производства (политика “дорогих денег”)

.

Изменение нормы обязательных резервов (часть вклада в коммерческий банк, которая необходима для обеспечения гарантии выплаты денег вкладчикам в случае банкротства) позволяет Центральному банку регулировать предложение денег. Это связано с тем, что норма обязательных резервов (R) влияет на объем избыточных резервов (Е) (Депозит=R+E, т. е. чем больше R, тем меньше Е), а значит способность коммерческих банков создавать новые деньги путем кредитования.

Если Центральный банк повысил резервную норму, то коммерческие банки увеличивают обязательные резервы и сокращают выдачу ссуд (Е) (политика “дорогих денег”)

.

И наоборот, понижение резервной нормы переводит часть обязательных резервов в избыточные и тем самым увеличивает возможности коммерческих банков к созданию денег путем кредитования (“политика дешевых денег”)

.

Следует учитывать, что повышение или понижение нормы обязательных резервов изменяет банковский мультипликатор.

Операции на открытом рынке – покупка или продажа Центральным банкам государственных ценных бумаг.

Для применения этого инструмента необходимо наличие в стране развитого рынка ценных бумаг. Покупая и продавая ценные бумаги, Центральный банк воздействует на банковские резервы, процентную ставку, и , следовательно, на предложение денег.

Для увеличения денежной массы он начинает покупать ценные бумаги у коммерческих банков и населения, что позволяет коммерческим увеличить резервы, а также выдачу ссуд и увеличить предложение денег (политика “дешевых денег”).

Если количество денег в стране необходимо сократить, Центральный банк продает государственные ценные бумаги, что ведет к сокращению кредитных операций и денежной массы (политика “дешевых денег”).

Операции на открытом рынке являются наиболее важным, оперативным средством воздействия Центрального банка на кредитно–денежную сферу.

В зависимости от состояния экономики страны Центральный банк может выбрать следующие типы кредитно–денежной политики и определенные цели. В условиях инфляции проводится политика “дорогих денег”, направленная на сокращение денежной массы: 1) повышение учетной ставки, 2) увеличение нормы обязательного резерва, 3) продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке. Политика “дорогих денег” является основным методом антиинфляционного регулирования.

В периоды спада производства для стимулирования деловой активности проводится политика “дешевых денег”. Она заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег. Для этого Центральный банк:
1) снижает учетную ставку
2) сокращает резервную норму
3) покупает государственные ценные бумаги.


0440774973678111.html
0440809516819872.html

0440774973678111.html
0440809516819872.html
    PR.RU™