Новые реалии во внешней политике государства

Советская внешняя политика в период «Хрущевского десятилетия» (1953-1964г.г.)

С приходом к власти Хрущева произошла смена концепции внешнеполитической деятельности СССР. Внешняя политика СССР выстраивалась по 3 направлениям:

1. Взаимоотношения с социалистическими странами.

2. С капиталистическими странами

3. Со странами 3го мира. Внешняя политика СССР в начальный период хрущевской «оттепели» велась в условиях напряженной международной обстановки и жесткой конфронтации со странами Запада. С начала 50-х годов в США действовал закон, в соответствии с которым получавшие от них помощь страны были обязаны прервать всякие торговые отношения с социалистическими государствами.

Еще на XX съезде КПСС в 1956г., на котором произошло разоблачение культа личности Сталина, Хрущев заявил об изменении концепции во внешней политике СССР:

- необходимость мирного сосуществования государств с разным строем –отказ от идеи мировой революции.

- возможность предотвращения войны между капиталистическими и социалистическими мирами (Сталин не отвергал войну)

- мирное урегулирование конфликтов, установление дипломатических отношений, связано это с кризисами соц. блока, т.к. происходило навязывание советской модели.

Маленков выступал за сотрудничество с Западом до Хрущева еще. Это вызывало неодобрения. Молотов говорил о том, что авторитет Сталина еще был силен, и был силен авторитет СССР, а заключать договоры со странами соц. блока приходилось себе в ущерб (был против укрепления стран соц. блока).

Взаимоотношения СССР и стран соц. блока:

Самым тяжелым наследством, оставленным Сталиным был конфликт с Югославией (Тито). Конфликт был связан с самостоятельностью Югославии во внутренней и внешней политике.

В «Хрущевский период» в 1955г. между СССР и Югославией было достигнуто соглашение, в результате которого признавалось право Югославии проводить самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику и отношения с СССР строились на принципах мирного сосуществования.

В середине 50-х годов создали свой военно-политический союз СССР и страны «социалистического лагеря». В 1955 г. в Варшаве был подписан договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР и европейскими социалистическими странами. Участниками Организации Варшавского Договора (ОВД)стали Советский Союз, Польша, Румыния, Болгария, Албания, Венгрия, ГДР и Чехословакия. Страны обязывались разрешать возникающие между ними конфликты мирными средствами, сотрудничать в действиях по обеспечению мира и безопасности народов, консультироваться по международным вопросам, затрагивающим их общие интересы. Создавались объединенные вооруженные силы и общее командование для руководства их деятельностью.



Стабильный характер приобрели отношения с социалистическими государствами, к числу которых присоединилась Куба. Основными направлениями взаимного сотрудничества были: внешняя торговля, координация народнохозяйственных планов, контакты в области научно-технической политики, культурные связи. Главным центром меж экономических отношений оставался СЭВ. Возросла помощь Советского Союза в строительстве промышленных и других объектов на территории соцстран.

Вместе с тем во взаимоотношениях государств, все чаще появлялись конфликтные ситуации. Одна из причин этого заключалась в отступлении СССР от провозглашенных им принципов взаимного сотрудничества. С одной стороны, были признаны много вариантность путей к социализму, суверенность и независимость стран Восточной Европы. С другой стороны, имели место попытки диктата и открытого военного вмешательства в дела независимых государств. Так после разоблачения культа личности Сталина начались антитоталитарные движения в Польше и Венгрии. Польские волнения были прекращены мирными средствами. В Венгрии же события приняли драматический характер. Осенью 1956г. в Будапеште начались массовые выступления против компартии Венгрии, органов госбезопасности, против союза СССР.

Было сформировано новое правительство во главе с Имре Надем, распущена венгерская компартия. Венгрия объявила о выходе из ОВД. Венгерские вооруженные отряды обстреляли советские войска, убивали коммунистов. В Венгрию введены советские войска. Выступление было подавленно.



В конце 50-х годов резко ухудшились отношения СССР с Китаем. Руководство КНР отвергло просьбу СССР о размещении на ее территории советских военных баз. В ответ Советский Союз отказался от выполнения подписанного ранее соглашения о сотрудничестве двух стран в области ядерной физики. В китайских кругах высказывались претензии на некоторые советские территории.

Недостаточно взвешенные и продуманные действия по оказанию военной помощи Кубе едва не привели мир на грань мировой войны (Карибский кризис). В 1962 г. правительство СССР договорилось с кубинским руководителем Ф. Кастро о размещении на Кубе ракет с ядерными боеголовками. В связи с начавшимися поставками ракет правительство США потребовало демонтировать установленные ракеты, угрожая в противном случае нанести по ним ракетно-бомбовые удары. Предотвратить международный конфликт помогли лишь прямые переговоры президента США Кеннеди и Хрущева. Переговоры между СССР и США привели к выводу с Кубы ракет, США гарантировали безопасность Кубы

ухудшились отношения СССР с Албанией. Вскоре Албания порвала с СССР все отношения, в том числе и дипломатические.

В нач. 60-хг. ухудшились отношения с Югославией, которая избрала собственную модель социализма (с элементами рыночных отношений).

Взаимоотношения СССР с капиталистическими странами: Как было отмечено на съезде №20 – необхмо-необходимость мирного сосуществования государств с разным строем –отказ от идеи мировой революции, сотрудничество. Т.о. наметился внеш. Политике был курс на либарализацию отношений.

Руководство страны во главе с Хрущевым видело одно из средств ослабления международной напряженности в расширении взаимоотношений СССР и стран мира. В 1954-1956 гг. велись переговоры об установлении межгосударственных отношений с несколькими странами Европы и Азии. Результатом переговоров явилось восстановление дипломатических связей с Австрией и ФРГ. В 1955г. подписан договор с Австрией, по которому СССР вывел с ее территории свои войска.

В 1956г. была подписана декларации между СССР и Японией о прекращении состояния войны, но нерешенным с Японией оставался территориальный вопрос. Япония потребовала передать ей 4-е острова Курильской гряды.

В 1959г. Хрущев посетил США, где встретился с президентом Эйзенхауэром. Между СССР и США были установлены торговые отношения.

Большое значение придавало правительство СССР прекращению гонки вооружений и сокращению ядерных вооружений. Существовало недоверие к СССР у стран Запада по ядерному вопросу, поэтому только в 1963г. была достигнута договоренность, было подписано соглашение о запрете ядерных испытаний в воздухе, в космосе и под водой.

Острым в 60-е г. оставался Германский вопрос (кризис 1961г.). Символом эпохи противостояния двух систем стала Берлинская стена. Западная часть Берлина, находясь внутри ГДР, была под управлением правительства ФРГ, что провоцировало многочисленные конфликты. Обе стороны использовали Берлин как ворота в лагерь неприятеля и перебрасывали через него своих агентов. Кроме того, Зап. Берлин служил идеальным местом убежища и встреч для недовольных социализмом.

В 1961г. в Зап. Берлине молодежные организации ГДР, опираясь на помощь спец. служб США и ФРГ развили буржуазную деятельность по изменению политического строя. Советского вмешательства не потребовалось, полиция и ГДР справились сами →территория Зап. Берлина была обнесена стеной.

Взаимоотношения со странами третьего мира: Уделялось большое внимание развитию взаимоотношений с государствами «третьего мира»(развивающимися странами) — Индией, Индонезией, Бирмой, Афганистаном и др, куда Хрущев впервые нанес визиты. Советский Союз оказывал им помощь в строительстве промышленных и сельскохозяйственных объектов. Было подписано 20 различных соглашений о сотрудничестве. В целях оказания поддержки развивающимся странам Азии, Африки, Латинской Америки в Москве в 1960 г. открылся Университет дружбы народов. Установилось политико-экономическое партнерство СССР с Индией, Афганистаном и странами Юго-Восточной Азии.

Итоги

В середине 50-х - первой половине 60-х годов международная обстановка характеризовалась определенной стабилизацией и снижением международной напряженности. Советская внешняя политика претерпела изменения в сторону либерализации курса.

В этот период предпринимались попытки ограничения вооруженных сил, устанавливались контакты между лидерами ведущих держав мира.

Был подтвержден принцип мирного сосуществования государств с различным политическим строем как основа внешнеполитической концепция СССР; признавалось разнообразие путей перехода к социализму.

При этом неизменным оставался курс на непримиримое противоборство с мировым капитализмом, сохранялся примат идеологии над политикой, что приводило к острейшим политическим кризисам на международной арене. Руководители СССР, придерживаясь принципа мирного сосуществования, утверждали вместе с тем, что нет и не может быть мира в сфере идеологии.

СССР поддерживал те организации в западных странах, которые вели политику, направленную на изменение существующего строя. Правительства западных стран расценивали это как вмешательство во внутренние дела, а у населения этих стран консервировался страх перед СССР.


0441105122805082.html
0441185860986515.html

0441105122805082.html
0441185860986515.html
    PR.RU™