Цели и задачи курса. Образовательные результаты (знания и компетенции)

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РОССИИ

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по программному развитию

МГИМО (У) МИД России

________________ А.В .Худайкулова

«______»_____________ 2012г.

ПРОГРАММА КУРСА

«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ. МИКРОЭКОНОМИКА. МАКРОЭКОНОМИКА»

(для Факультета МЭО)

Москва-2012 г.

Программа курса «Экономическая теория» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму и уровню подготовки бакалавра государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения по направлению:

5222000 «Коммерция»

521 600 «Экономика»

Автор программы: профессор, к.э.н. Ивашковский С.Н.

доцент, к.э.н. Шмелева Н.А.,

доцент, к.э.н. Артамонова Л.Н.,

ст. преподаватель Макаренко А.В.,

профессор, к.э.н. Тимошина Т.М.

Программа курса утверждена на заседании Кафедры экономической теории .

Факультета международных экономических отношений МГИМО (У) МИД России.

Протокол заседания № 5___ от «23____» __января__ 2012 г.

Подпись зав. кафедрой: _________ /Ивашковский С.Н../

Ó Ивашковский С.Н., 2012

ÓМГИМО (У) МИД России, 2012 г


Раздел 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

Место курса в образовательной программе.

Курса «Экономическая теория» предлагается в качестве основного курса для студентов 1 и 2 курсов факультета международных экономических отношений (МЭО).

Для успешного прохождения курса «Экономическая теория» студент должен обладать необходимыми знаниями по истории, социологии

Курс «Экономической теории» является основным, обучающимся в рамках международно-политической образовательной траектории. Курс является основным для таких дисциплин как «Мировая политика», «Современные международные отношения», «Финансы и кредит», «Статистика», «Международные валютно-кредитные отношения».

Цели и задачи курса. Образовательные результаты (знания и компетенции).

Главной целью изучаемой дисциплины является овладение экономическим образом мышления, что предполагает четкое понимание учащимися предмета и метода экономической теории. Студенты должны научиться видеть во всем многообразии хозяйственной жизни основные закономерности экономической деятельности человека и, прежде всего, проблему выбора в условиях ограниченных ресурсов и альтернативных средств достижения поставленных целей. Важнейшей целью обучения является умение различать нормативный и позитивный анализ, способность применять его при изучения поведения экономических агентов как на микро-, так и на макроуровне. Особо важно изучение экономической теории как фундаментальной базы для освоения других экономических дисциплин, таких, как международные экономические отношения, финансы и кредит, бухгалтерский учет, страхование и др.



Задачи дисциплины экономическая теория связаны, прежде всего, с умением применять экономический анализ для исследования конкретных ситуаций как в рамках субъекта микроэкономики, так и в масштабах национальной экономики. Политэкономический аспект изучения экономической теории в современном его понимании предполагает способность учащихся видеть мотивы принятия тех или иных решений государственными органами, экономическую базу различных политических программ и осуществление осознанного выбора в условиях избирательных кампаний на любом уровне. Таким образом, важнейшей задачей изучения экономической теории является формирование субъектов эффективно

В соответствии с назначением основной целью курса является изучение студентами основных проблем экономической теории, формирование у них общенаучных и профессиональных компетенций, определенных профилем бакалаврской подготовки. Целью курса является развитие у студентов знаний, умений и навыков, необходимых при осуществлении научно-исследовательской и экспертной работы, умением анализировать потенциальные или актуальные проблемы экономики и предлагать варианты их решения.



Задачи курса « Экономическая теория. Микроэкономика. Макроэкономика»:

· в первом разделе – «Введение в экономическую теорию» -освещается место и роль человека в экономике, дается представление об экономической теории как науке, ее предмете и методе, рассматриваются важнейшие направления и школы экономического анализа;

· во втором разделе – «Микроэкономика»– дается общая характеристика рыночного механизма, рассматриваются принципы потребительского поведения, теории фирмы и организационные формы бизнеса, анализируются проблемы управления конкурентными и монопольными фирмами на товарных и ресурсных рынках;

· в третьем разделе – «Макроэкономика»- анализируются причины колебания экономической активности, а также закономерности изменения цен и их влияние на занятость и экономический рост, объясняется, почему необходимо государственное регулирование рыночной экономики, какие способы и инструменты может использовать государство в целях стабилизации народного хозяйства и стимулирования устойчивого роста,

научить анализу, критической оценки причин колебаний экономической активности, а также закономерности изменения цен и их влияние на занятость и экономический рост, объясняется, почему необходимо государственное регулирование рыночной экономики, какие способы и инструменты может использовать государство в целях стабилизации народного хозяйства и стимулирования устойчивого роста. применять теоретические знания на практике и уметь ранжировать их по степени приоритетности. сформировать и продемонстрировать понимание основных экономических проблем макроэкономики

1.3 .Образовательные результаты курса.

После изучения курса студенты должны:

· знать, как работает рынок и почему рыночная система наиболее эффективно распределяет ограниченные ресурсы;

· понимать принципы и мотивы поведения покупателей и фирм на рынке;

· уметь анализировать издержки, выручку и прибыль фирмы;

· знать, как осуществляется управление фирмой на разных типах рынков;

· понимать, почему в отдельные периоды времени в экономике сохраняется низкая занятость ресурсов и высокий темп роста цен;

· знать, как взаимосвязаны между собой основные макроэкономические переменные;

· понимать место, роль и границы государства в современной рыночной экономике;

· иметь представление о денежно-кредитной и налогово-бюджетной политике, используемой государством для стабилизации экономики и поддержания устойчивого хозяйственного роста;

· знать также следующие графики:

микроэкономика

- кривую производственных возможностей (КПВ);

- спроса, предложения, рыночного равновесия;

- равновесия конкурентной фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах;

- равновесие абсолютной монополии;

- равновесие фирмы на рынке монополистической конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периодах;

- равновесия конкурентной и монопольной фирмы на рынке ресурсов;

- рынка труда;

- рынка капитала;

- рынка земельных ресурсов

макроэкономика

- знать, как взаимосвязаны между собой основные макроэкономические переменные;

- понимать место, роль и границы государства в современной рыночной экономике;

- иметь представление о денежно-кредитной и налогово-бюджетной политике, используемой государством для стабилизации экономики и поддержания устойчивого хозяйственного роста;

- знать также следующие графики:

- макроэкономического равновесия (AD-AS);

- «кейнсианский крест»;

-равновесия товарных рынков (модель «IS»);

- краткосрочная и долгосрочная кривые Филлипса;

- кривую стагфляции;

- предложение денег, спроса на деньги, рынка денег, а также равновесия на рынке денег (модель «LM»);

- двойного равновесия рынка денег и товарных рынков (модель «IS-LM»);

- кривую Лаффера;

- кривую Лоренца.

ЗНАНИЕ И ПОНИМАНИЕ
Знание и понимание: В качестве образовательных результатов выступают полученные слушателями знания, умения и навыки, а также сформированные на их базе компетентности. Слушатели приобретут интеллектуальные умения: - будут знать ключевые категории по проблемам экономической теории - научатся понимать тенденции развития проблем современной экономики - смогут анализировать актуальные проблемы современной экономики Слушатели получат практические, профессиональные навыки и умения : - научатся самостоятельно анализировать современные экономические процессы. Образовательные методики (формы проведения занятий) Лекционные и семинарские занятия, групповые и индивидуальные презентации по темам занятий, доклады и статистический обзор.
Форма проверки знаний Контрольные работы (в количестве трех) Итоговый экзамен.
КОМПЕТЕНЦИИ
Аналитические компетенции: Умение превращать информацию в знания, эффективно хранить, применять и делиться полученными званиями. Умение просчитывать последствия принимаемых решений, вырабатывать рекомендации по снижению потенциальных рисков. Способность к комплексному и ситуационному анализу экономических, социально-экономических и политических процессов в международной среде. Способность к системному видению. Способность к сравнительному анализу и синтезу экономических процессов. Способность к общению ( устному и письменному), умению выносить аргументированные суждения в профессиональной области на основе неполной и противоречивой информации. Способность к соединению разнодисциплинарных аналитических инструментов в приложении к решению конкретных задач. Умение строить формализированные и графические модели конкретных ситуаций, видеть причинно-следственные связи. Образовательные методики (формы проведения занятий) Работа на семинарских занятиях ( выступлении, в том числе выступления с докладами, краткими сообщениями по научной литературе и текущим событиям. Групповые презентации, с предварительной работой на Интернет-форуме с участием преподавателей. Предоставление конспектов статей .
Форма проверки развития (степени овладения) компетенции Рецензирование и оценка групповых и индивидуальных презентаций. Рецензирование и оценка конспектов статей с помощью Mindmanager Итоговый зачет. Итоговый экзамен.
Системные компетенции: Способность демонстрировать самостоятельное обучение Владение навыками проведения индивидуальных и коллективных научных исследований Знание основ экономического поведения Овладение инструментарием экономического анализа Умение корректно выбирать, применять, сочетать и модифицировать общенаучные , качественные и количественные методы исследования, исходя из конкретных теоретических и практических задач. Способность модулировать теоретический язык к языку конкретной ситуации. Умение использовать на практике результаты научных исследований. Образовательные методики (формы проведения занятий) Работа на семинарских занятиях выступления, в том числе выступления с докладами, краткими сообщениями по научной литературе и текущим событиям. Групповые презентации, с предварительной работой на Интернет-форуме с участием преподавателей. Предоставление конспектов статей.
Форма проверки развития (степени овладения) компетенции Рецензирование и оценка групповых и индивидуальных презентаций. Рецензирование и оценка конспектов статей с помощью Mindmanager Итоговый зачет. Итоговый экзамен.
Коммуникационные компетенции: Владение логико-лингвистическими и логико-графическими методиками обработки информации, в т.ч. методом функционального анализа. Способность к восприятию и документированию мультимедийной информацией в режиме реального времени. Способность к одинаковому пониманию темы и терминологию, в том числе и на иностранных языках. Способность представить результаты анализа проблем, изучаемых в рамках модуля, в устной и письменной форме. Образовательные методики (формы проведения занятий) Работа на семинарских занятиях, выступления, в том числе выступления с докладами, краткими сообщениями по научной литературе и текущим событиям. Групповые презентации, с предварительной работой на Интернет-форуме с участием преподавателей. Предоставление конспектов статей Форма проверки развития (степени овладения) компетенции Рецензирование и оценка групповых и индивидуальных презентаций. Рецензирование и оценка конспектов статей с помощью Mindmanager Итоговый зачет. Итоговый экзамен.
Форма проверки развития (степени овладения) компетенции Рецензирование и оценка групповых и индивидуальных презентаций Рецензирование и оценка конспектов статей с помощью программы Mindmanagar Итоговый зачет. Итоговый экзамен.

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


0445804373192057.html
0445859744895591.html

0445804373192057.html
0445859744895591.html
    PR.RU™