Формирование среды для динамических и периодических процессов и явлений.

Яркими представителями преходящих, эпизодических средовых структур являются разного рода выставки, относительно ста­бильно, хотя и недолго, использующие специально созданную для их существования среду, и праздники, где самостоятельно сущест­вующая самоценная среда частично трансформируется для вре­менного приспосабливания к событию и должна затем быть вос­становлена до первичного состояния. При этом и выставка, и праз­дник становятся на некоторый период времени доминантой средового образа, причем первая — безусловно.

1. Существующее сегодня множество праздниковможет быть подразделено на ряд видов: общественно-политические, военные, спортивные, календарные, профессиональные, семейно-бытовые, школьные (молодежные), детские, фестивали искусств, памятные даты и т.д., каждый из которых отличается сферой локализации, количеством участников, оборудованием, атмосферой, что в ко­нечном счете определяет особенности оформления праздничной среды. При этом, как правило, собственно архитектурная основа среды (здание, архитектурный центр, городское оборудование, объем интерьера) трансформации не подлежит. Следовательно, приспособление пространств к праздничным целям требует спе­циальных приемов проектирования.

Первый ряд такого рода приемов — правильный выбор и орга­низация пространственных условий, места в городе. Ибо праздник есть явление многомерное, и разные его события могут быть при­вязаны к разным вариантам среды в зависимости от способа их сочетания./см. Схемы основных вариантов взаимосвязи функциональных элементов праздников/

Рис. 1. Схемы основных вариантов взаимосвязи функциональных элементов праздников

Система открытых и закрытых пространств, обслуживающая проведение праздничных мероприятий, должна обеспечить полно­ценное участие в празднике всех категорий населения, тяготеюще­го к данным торжествам. Для этого следует учитывать функциональную специфику использования этих же пространств в будни. Обычно праздник осуществляется в виде деятельности, сходной с той, которая характерна для ежедневной рекреации и выходных дней: зрелища, игры, танцы, питание, торговля и др. Соответствен­но и праздничная деятельность разворачивается, в основном, в по­мещениях и пространствах, предназначенных для этих видов дея­тельности, но при условии удовлетворения дополнительных требо­ваний в части художественного оформления, режима работы, обо­рудования, перераспределения функций, расширения сферы дея­тельности в помещениях за счет использования смежных помеще­ний, в том числе и внешних пространств двора, улицы, балконов и т.д. Так возникает система из специализированных «досуговых про­странств» города и общественных зданий и примыкающих, приспо­собленных для праздника объектов, которая может сопровождать­ся выключением их из повседневного режима работы.



Степень сложности пространственной организации среды праздника предопределена составом праздничных функций. Объе­динение элементов, организующих эту среду, может выливаться в образование единых компактных структур или же представлять группу расчлененных помещений и пространств, иногда связан­ных общей коммуникацией. Например, проведение праздника мо­жет представлять собой единую систему мероприятий, дислоци­рованных независимо друг от друга. Так, всеобщее празднование Нового года локализуется в отдельных квартирах и в специально отведенных помещениях или полностью осуществляется под от­крытым небом.

По структуре праздничное пространство может развиваться как прерывистое, протяженное или центричное или как непрерыв­ное «кольцо» вокруг некоего главного пространства или помеще­ния. В первом варианте вспомогательные, последовательные или радиальные связи имеют важное значение для информативности оформления. Решение пространства праздника в виде компакт­ной зоны, экономичное в организации и проведении, сокращает объемы специального оформления, эффективнее использует объекты основного назначения при комплексной эксплуатации инженерных и технических служб.

Непрерывность праздничного действия является важнейшим функциональным требованием, которое обеспечивает динамич­ность праздника. Поэтому объемно-пространственная и архитек­турно-художественная организация помещений и пространств праздника должна образовывать целостную среду, в которой обеспечиваются непосредственный переход от одного вида деятельно­сти к другому с последовательной сменой соответствующих впе­чатлений. При этом режиссерско-сценарная целостность празд­ника согласуется с его функциональной организацией, определяя изменения основного профиля используемых помещений и др. виды функциональных и организационных трансформаций обо­рудования, технологического оснащения и художественно-деко­ративного оформления.

Оформление, декоративно-материальное оснащение среды — второй ряд приемов при проектировании праздничных мероприя­тий. По сути дела формирование праздничной среды помещений и открытых пространств является промежуточным звеном между функциональным проектированием материальной среды и собст­венно декоративным искусством. Это особый вид художественно­го творчества, комплексно использующий средства различных ви­дов искусства, так или иначе функционирующих в пространстве — от театра до графического дизайна.



Задача праздничного оформления интерьера сводится к транс­формации будничного образа в более выразительный. Это может быть достигнуто с помощью дополнительных элементов и про­странственных перераспределений трех уровней. Оформление мо­жет осуществляться в масштабе всего крупного сооружения, по­мещения или пространства (панно на здании, занавес в крупном зале, елка на всю высоту холла), может быть образовано меньши­ми по масштабу целостными элементами оформления — выгород­кой мебелью, малыми формами и, наконец, в виде отдельных де­талей — шаров, флагов, гирлянд, цветов и т.д. Для этого исполь­зуются весьма различные сочетания средств — от сложных и круп­ных светодинамичных, экранных, цветомузыкальных и др. конст­рукций и установок до самых простых: рейки, фанера, картон, ме­таллические прутья и трубки, ткань, бумага и др.

В праздничном оформлении можно задействовать весь мыс­лимый диапазон творческих предложений — от элементарного ук­рашения среды до ее всеобъемлющей театрализации, когда зри­тель как бы непосредственно вступает в специально «сочиненное» пространство. Но при этом тема конкретного праздничного ме­роприятия, реализуемая теми или иными средствами, должна быть четко сформулирована с учетом возможностей ее максималь­но полного раскрытия при данном количестве участников и в дан­ных условиях; в общей теме могут выделиться подтемы, конкре­тизирующие ее и развивающие. Другими словами, основные по- ложения темы находят отражение как в масштабных декоратив­ных установках, так и в ряде сопутствующих им более мелких элементах оформления.

Праздничное оформление и планировочные построения город­ских территорий и пространств зависят от специфики их основ­ного назначения больше, чем в интерьере. При разработке планов и эскизов художественного оформления города принимается во внимание его статус, значимость территорий праздника в общей структуре. Праздничное оформление согласуется с характером и особенностями историко-архитектурных памятников, жилых мик­рорайонов, с постоянно действующей наглядной агитацией, рек­ламой и т.п. Оно как бы накладывается на существующую худо­жественно-декоративную структуру города, дополняя и обогащая ее. Новые элементы оформления должны составлять с ней еди­ный композиционный замысел, построенный либо на принципах развития существующей архитектурно-пространственной компо­зиции, временными декоративно-художественными средствами, либо на их контрастном противопоставлении.

В праздничном оформлении города используются самые раз­нообразные средства: малые архитектурные формы (скульптура, объемно-пространственные и декоративно-монументальные ком­позиции), панно, плакаты, лозунги, транспаранты, стенды и стен­довые композиции, выставки, газосветные, декоративные, цветоч­ные композиции и их элементы и т.д. На площадях и улицах горо­да, около общественных зданий устанавливаются объемные сбор­но-разборные модульные конструкции, на которых, в зависимо­сти от отмечаемого события, можно оперативно менять тематику оформления.

Дневное тематическое оформление органически дополняют газосветные лозунги, иллюминация, подсветка архитектурных ан­самблей и памятников. Все это создает особую световую компози­цию города в вечернее время.

Но все эти устройства и элементы праздничного обустройства имеют общую черту — они не рассчитаны на постоянное существо­вание (за исключением некоторых систем подсветки, аудиоинфор­мации, которые слишком дорого демонтировать после праздника, поэтому их консервируют, исключают из эксплуатации до следую­щего праздника). Дизайн оформления праздников очень специфи­чен и предусматривает сменность, разборность, складирование цен­ных конструкций (каркасы установок, закладные элементы в ка­питальных сооружениях и т.п.) в сочетания с утилизацией, ликвидацией тех компонентов, которые нельзя использовать повторно. Но, как правило, именно они и составляют основу зрительных впе­чатлений праздника и даже наибольшую художественную ценность всей работы. Это обстоятельство, весьма существенное для данной формы дизайна архитектурной среды, заставляет по-новому оцени­вать значимость творческого вклада в этот вид художественного проектирования, позволяет сравнивать труд архитектора-дизайне­ра с работой автора сценария празднества или композитора, состав­ляющего партитуру музыкального произведения. И происходит это в значительной степени потому, что строй праздника определяет не информационная или какая-либо другая «полезная» функция, а его эмоционально-нравственное содержание, делающее праздник явле­нием, относящимся, по сути дела, к произведениям искусства так называемого «временного» ряда.

2. Международные выставки — наиболее распространенный вид объектов этого класса. Типология их весьма представительна — от солидных национальных павильонов на всемирных выставоч­ных форумах до тематических экспозиций торговых, культурных, научно-технических, переезжающих из города в город, из страны в страну. Однако все разнообразие назначений и условий работы не снимает главного свойства выставки, определяемого ведущей функцией — информационной. Поэтому обычно здесь экспозиция в принципе гораздо существеннее архитектурно-пространствен­ной основы вмещающего ее павильона, которую принято подчи­нять идее выставки.

/Но! не забывайте что и сам павильон может быть выставочным экспонатом: Хрустальный дворец Дж. Пакстона (1851, Лондон), Эйфелева башня, (к.XIX в.,Париж), Павильон Мельникова (1925, Париж), павильон Миса ван дер Рое в Барселоне и многое другое/

Образные характеристики среды выставки в первую очередь зависят от композиции ее экспонатов, средств и приемов их расположения и оформления. Эта работа — самостоя­тельный вид дизайнерского проектирования, поэтому дальше речь идет не о ней, а о принципах синтеза экспозиции и среды.

Рис.2. Приемы реализации отдельных принципов формирования выставочных пространств

Любая выставка ставит перед художником-проектировщиком вопрос художественного синтеза не только традиционных средств воздействия на зрителя — архитектуры, живописи и скульптуры, но прежде всего разнообразных по форме, масштабу, материалу, цвету, фактуре и практическому назначению экспонатов павильо­на. Выставочный комплекс всегда состоит как бы из взаимно ис­ключающих, художественно противоречивых элементов: живо­пись—фото, скульптура—станки и т.д., которые нужно, во-первых, вписать, вкомпоновать в архитектуру павильона и затем объединить в художественный комплекс-ансамбль, обладающий ясным идейно-эмоциональным содержанием.

Художественный строй выставочного интерьера, ансамбль па­вильона должны донести до зрителя духовную, образную атмо­сферу экспозиции, от этого зависит идейное и художественное ос­мысление построения архитектурного пространства и распреде­ления материала. Больше того, выставочный павильон должен сразу же при входе производить на зрителя максимально сильное впечатление, пронизанное определенной идеей, настроением, и это эмоциональное состояние должно сопровождать посетителя по всей выставке.

В упорядоченности, системности построения выставочных ин­терьеров в художественной форме отражены основные принципы проектирования выставочной среды /см. Приемы реализации отдельных принципов формирования выставочной среды/:

—сильное первое впечатление; /

—продуманность смены разнообразных форм и методов пока­за, сценарий смены впечатлений у зрителя во время движения по павильону;

—законченность характеристик и образов отдельных залов и тем, выделение главных их них;

—согласованность графика движения посетителей с программной смены впечатлений.

На международных выставках рядом с экспонатами соседству­ют множество произведений разных видов искусств, особенно в сфере малых архитектурных форм. Здесь может быть проявлена масса выдумки, например, в оформлении разнообразных аудио- и видеосистем, расставленных по всех территории выставки, или в бесконечном разнообразии вариантов фонтанов: от традиционных каскадов и композиций из тонких струек до водоемов, напоми­нающих бурлящую вулканическую лаву, когда вода обтекает гру­ды искрящегося стекла.

Большую роль в формировании экспозиционной среды играет монументальная живопись. Она, например, буквально захлестну­ла Брюссельскую выставку 1958 года, не оставив почти ни одной свободной архитектурной плоскости, использовав возможности всех техник, существовавших в изобразительном искусстве: фре­ску, сграффито, классическую и флорентийскую мозаики, мозаи­ку из керамических плит, объемную и барельефную из цветного строительного кирпича и т.д. Практически весь диапазон тради­ционных и современных течений и стилей — от реализма до абст­ракционизма — привлекается к оформлению выставок, где мону- ментальное искусство решает как вопросы создания общей атмос­феры зрелища, так и локальные задачи акцентирования входов, главного экспоната и т.д.

Иногда для разделения архитектурных и информационных впечатлений все конструктивные элементы каркаса павильона, детали и узлы крепления, вспомогательные опоры, символы оформления выносят из интерьера на улицу. Внутри павильона сохраняются чистые плоскости стен, которые создают благопри­ятный фон для экспонатов и представляют богатые возможности для проявления изобретательности в их подаче за счет декоратив­ных или пространственных комбинаций выставочного материала.

Пространственное решение интерьеров может осуществлять­ся как система относительно изолированных пространств и зон, специализированных по темам, формам подачи материала, эмоци­ональным впечатлениям. Для сохранения композиционной и ин­формационной целостности интерьеров выставки их расчленяют условными ограждениями, стеклянными или озелененными пере­городками.

Озелененные участки и отдельные цветочные растения реша­ют, наряду с планировочными, и композиционные задачи. Напри­мер, большие группы зелени или внутренние дворики зимнего сада могут стать композиционными центрами вестибюльных групп, помещений отдыха, выставочных зон. Озелененные фраг­менты могут служить эффектным фоном для элементов экспози­ции, декоративных форм.

Многообразие художественных средств в формировании сре­ды выставочного комплекса (здесь не упомянуты возможности сочетания фактур, способов освещения, колористических компо­зиций, современных форм графического и шрифтового декора, технических установок и конструкций для экпонатов и т.д.) отве­чает необыкновенной сложности, богатству тех информационных сообщений, которые должна нести выставка. При этом получает­ся, что информационность архитектурной подосновы, ее собствен­ная выразительность как бы уходят на второй план, подчиняются экспозиционному началу. Поэтому сегодня очень часто экпозици-онные помещения либо задумываются нейтральными, в расчете на показ сменных экспозиций, либо, в исключительных случаях, сами проектируются как уникальный выставочный экспонат, под­лежащий демонтажу после завершения работы.

Но в любом случае отличительной чертой среды выставки яв­ляются предельные, на грани возможностей, выразительность, яр­кость, нацеленность на безраздельный захват внимания посетите­ля, на передачу ему максимума информации о предмете выставки.

Неслучайно большинство современных выставок задуманы в непривычных, шокирующих зрителя формах, в стилистике при­зыва, тезиса, лозунга, наиболее ярким выражением которого яв­ляется специально выполненная эмблема выставки, определяю­щая впоследствии все ее художественные особенности. Вместе с этим архитектурно-технический дизайн выставочных комплексов должен обеспечивать чрезвычайную мобильность об­разного решения, а стало быть, и технологического обустройства, поскольку сменяющие друг друга экспозиции могут принципи­ально отличаться друг от друга эмоциональным настроем, разме­рами и количеством экспонатов, приемами, средствами и длитель­ностью их показа. Поэтому требование мобильности, обеспечения трансформации среды прослеживается во всех без исключения элементах выставочного оформления: в устройстве, размещении, монтаже произведений монументально-декоративного ряда, в под­водке питающих информационные системы коммуникаций, в кон­струкциях закладных деталей (для крепежа выставочного обору­дования) в полу, стенах, покрытиях павильона, в специальных ре­шениях элементов ландшафтного декора (рулонные газоны, каш­по и т.п.), в легкости, разборности экспозиционных установок. А в результате этот оттенок временности, ярмарочности практически всегда присутствует и в образе выставочных комплексов, что в свою очередь сказывается на выборе характерных композицион­ных и декоративных мотивов, стремлении к асимметрии, броско­сти, символичности цвета и формы.


0446745739865202.html
0446774242634905.html

0446745739865202.html
0446774242634905.html
    PR.RU™